Содержание
- Особенности детей с задержкой психического развития
- Программа для детей с задержкой психического развития
- Работа с детьми с задержкой психического развития
- Развитие речи детей с задержкой психического развития
- Задержка развития детей в 2 года
- Развития ребенка в 3 года
- Ребенок 4 года задержка развития
- Ребенок 5 лет задержка развития
- Задержка развития ребенка лечение
Если в отношении ребенка врач, педагог, психолог или другой специалист использует «задержка», то реакция родителей может быть неоднозначной. Здесь присутствует вина, панические настроения, недоверие, в редких случаях наступает адекватная ситуации реакция принятия. И тогда возникает миллион вопросов о том, как исправить ситуацию, чем помочь малышу. На самом же деле задержки психического, речевого, моторного развития случаются очень часто, поэтому давно разработаны алгоритмы и принципы помощи детям.
Особенности детей с задержкой психического развития
Что у ребенка присутствуют какие-то отклонения в психическом развитии родители впервые узнают примерно в 3-4 года. До этого возраста трудно судить об опережении или отставании малыша от развития сверстников, поскольку оно происходит волнообразно. Даже если еще вчера подруга хвасталась, что ее ребенок выучил все цифры или запомнил названия цветов, а ваш ребенок продолжал путаться в них, то уже завтра он внезапно может разобраться с оттенками не только на русском, но и на английском языке.
При поступлении в детский сад и под пристальным вниманием профессиональных педагогов, логопеда, психолога особенности наконец могут быть выявлены. Там же начнется первая коррекционная развивающая работа, основанная на результатах диагностики всех сфер психического развития.
Среди общих особенностей детей с ЗПР можно выделить несколько основных:
Во-первых, задержка сказывается на запоминании новой информации, ее усвоении и применении. Чтобы запомнить простое четверостишие такому ребенку потребуется больше времени, чем его одногруппникам, слова будут путаться. Правила игры приходится постоянно напоминать, просто потому что даже усвоенная информация быстро теряется, объем долгосрочной памяти значительно ограничен.
Во-вторых, проблемы с памятью влияют на восприятие общей картины мира и окружающих ребенка вещей. Восприятие строится в основном на зрительных представлениях, поэтому важным принципом работы становится наглядность.
В-третьих, у детей с ЗПР сильно страдает внимание. Дошкольникам в принципе тяжело долго заниматься одним делом, удерживать свое внимание на одном предмете, а когда дело касается задержки, то отвлечения становятся еще более частыми. Такие дети нуждаются в постоянной смене деятельности и в полном отсутствии отвлекающих факторов. Если речь идет о домашнем образовании, то следует полностью исключить из жизни ребенка компьютер, телевизор, телефон. В школе и детском саду необходима особенная учебная среда.
В-четвертых, образное и абстрактное мышление практически отсутствует или работает только при наставлении взрослого, впрочем, как и логическое. Найти возможное решение проблемы, разобрать причину события и его последствия, проанализировать информацию, полученную в прошлом – все это тяжело для детей с ЗПР.
Что касается эмоций и чувств, то ЗПР повлияет и на них. Настроение может резко и часто меняться, ребенок может проявлять агрессию, или напротив, быть тревожным и неуверенным в себе.
Представленная картина особенностей детей с ЗПР не может целиком охарактеризовать конкретного ребенка. Каждая задержка развития индивидуальна: некоторые сферы страдают сильнее, другие меньше. Поэтому при возникновении подозрений ребенок должен быть тщательно обследован целой комиссией специалистов, для составления наиболее полной картины.
Программа для детей с задержкой психического развития
В силу очевидных обстоятельств, дети с задержкой психического развития не могут обучаться вместе со своими сверстниками и по той же самой программе. Чем раньше ребенок начнет заниматься по адаптированной программе, тем скорее он сможет догнать своих сверстников. Поэтому важно обеспечить особенный образовательный процесс еще во время обучения в саду.
В отличии от нормально развивающихся детей, чья мотивация к обучению очень высока от природы, дети с задержкой в развитии чаще всего не проявляют интереса к познавательной деятельности. Это значит, что первоочередной задачей, стоящей перед педагогами и родителями, становится попытка заинтересовать ребенка. При этом овладение знаниями происходит в процессе игры. Приведем пример, нормально развивающиеся дети разделяют учебную и игровую деятельность, они способны обучаться математике, чтению, письму вместе с воспитателем, но при этом играют чаще всего самостоятельно друг с другом. Так происходит всестороннее развитие личности. Но для детей с зпр эти виды деятельности обязательно необходимо объединить в одну, потому что само по себе учебное занятие не вызовет интереса, а значит не приведет к успеху.
Программа развивающего обучения, адаптированная под особенности детей с задержкой психического развития, включает в себя несколько основ. Большое значение уделяется развитию психофизических функций, поскольку без них ребенку тяжело будет осваивать школьное обучение. Повышенное внимание уделяется развитию общего кругозора и строится оно с учетом особенностей плохого восприятия.
Важная часть программы отводится под преодоление интеллектуальной пассивности и общее развитие интеллекта, поскольку отставание в развитии памяти, мышления, речи значительно снижают его.
Работа с детьми с задержкой психического развития
Ежедневная развивающая работа делится на 2 этапа. Первый заключается в развитии речи, четкого произношения слов, умении вычленять главные моменты в речи педагога. Наибольшую эффективность в развитии речи можно добиться через развитие мелкой моторики. С детьми проводят пальчиковые игротренинги, графические упражнения, спортивные мероприятия.
Второй этап заключается в интеллектуальном развитии. Особенное внимание уделяется работе с той психической функцией, которая сильнее всего западает у ребенка с ЗПР. При этом практическая направленность материала, подлежащего изучению, всегда усиливается, а опора делается на тот жизненный опыт, который уже был приобретен ребенком.
Первоначально ведется индивидуальная коррекционная работа, постепенно детей объединяют в небольшие группы по 2-4 человека.
Развитие речи детей с задержкой психического развития
В силу особенностей развития, у детей с ЗПР всегда страдает речевое развитие. Если она и способна удовлетворять поверхностные потребности в ежедневном общении, то выражать собственные мысли или увеличивать словарный запас тяжело. Кроме того, наблюдаются проблемы в развитии фонематического слуха и произношения. В будущем эти проблемы дополняются дисграфией, дизартрией, другими логопедическими проблемами.
Для наилучшего развития речи детей с ЗПР, специалисты обычно совмещают логопедическую и лечебно-неврологическую работу. Работа одновременно идет в нескольких направлениях. Во время каждого занятия специалист работает над звукопроизношением, улучшением фонематического слуха, обогащением словарного запаса, грамматическим строем речи. В занятие также включается артикуляционная и дыхательная гимнастика, пальчиковые игры.
Занятия по развитию речи обязательно проводятся в индивидуальном порядке с постоянной сменой деятельности и несколькими перерывами.
Задержка развития детей в 2 года
О том, что у ребенка присутствует задержка развития в 2 года говорить еще слишком рано. Специалисты не назначают дополнительных медицинских или психолого-педагогических обследований, если двухлетний малыш не овладел речью или не умеет играть с сортером. Некоторые логопеды берут к себе на занятия таких малышей, но это не является необходимостью для ребенка. Скорее это способ успокоить родителей и заработать денег специалистом. В действительности же в этом возрасте ребенку достаточно заниматься с мамой. Для этого можно использовать книги, обучающую методики Монтессори, даже посещать развивающие занятия раз в неделю.
Развития ребенка в 3 года
Как уже говорилось ранее, 3-х летний возраст часто становится тем самым периодом, когда родители и специалисты начинают активно работать над психодиагностикой и коррекцией. Основная коррекционная работа ведется в сфере речевого развития. Дело в том, что оно самым первым обращает на себя внимание. Но коррекция может начать осуществляться только после всестороннего обследования ребенка неврологом, лор-врачом, логопедом, психологом. Если комиссия установит наличие проблем, то будет составлен план работы.
Что касается остальных сфер психического развития, то в 3-х летнем возрасте с ребенком ведутся обычные занятия, такие же, как со всеми дошкольниками этого возраста.
Ребенок 4 года задержка развития
Если диагноз задержка развития диагностирован у 4-х летнего ребенка, родителям скорее всего предложат посещать специализированный коррекционный сад. При этом в основном вывод будет строиться на степени речевого развития, умение играть, в том числе, способности освоения ролевых игр.
Специализированные программы для детей 4-х лет в основном строятся на принципах методики Марии Монтессори. Она создает уникальную возможность для ребенка учиться и играть так, как удобно именно ему. При этом специалист, занимающийся с малышом, в процессе наблюдения сможет определить какие сферы психического и личностного развития нуждаются в дополнительном внимании и направит внимание ребенка на их развитие.
Ребенок 5 лет задержка развития
До наступления 5-ти летнего возраста специалисты еще могут сомневаться в точности диагноза ЗПР, наблюдать и лишь слегка корректировать развитие. В 5 лет наступает период, когда подтверждение диагноза означает начало полноценной коррекционной работы как в педагогической, так и в лечебной сферах. Это связано с приближением периода обучения в школе, когда задержка психического развития будет существенно снижать качество усвоения материала.
Окружающим становится очевидно отставание в развитии речи, логике, эмоционально-волевой сфере. Самыми яркими признаками того, что ребенок отстает от сверстников является неумение считать до 10, проблемы с запоминанием названия форм, в соотношении размеров, неспособность отличать цвета.
В работе с ребенком педагоги используют несколько методик. Среди них уже названная ранее система Монтессори, методика «Кубики Зайцева». Психологи используют для работы с детьми с ЗПР сказкотерапию, занятия с песком, игровую терапию.
Задержка развития ребенка лечение
Кроме коррекционной работы, специалисты используют в работе с ребенком с ЗПР медикаментозное лечение. Оно проводится под руководством психоневролога. Высокую эффективность показывают такие медицинские препараты, как ноотропы, витаминные комплексы, лекарства, улучшающие мозговое кровообращение, успокоительные или наоборот, психостимулирующие препараты, БАДы.
Конкретное лечение основывается на симптомах, психодиагностическом обследовании, индивидуальном анамнезе пациента.
Медикаментозное лечение сопровождается массажем, лечебной физкультурой, терапией с животными.
При совмещении педагогической коррекционной работы, медикаментозного лечения и профилактических процедур, успешность устранения задержки психического развития наступает у 8 детей из 10. Причем большая часть догоняет своих сверстников уже к школе.
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!